Такое положение дел в товариществе не соответствует ни уставу товарищества, ни Закону РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В сложившейся ситуации решение некоторых важных оперативных вопросов по организации деятельности товарищества без согласования с правлением становится невозможным, а принятие таких решений самостоятельно председателем будет незаконным. Кроме того, отсутствие ревизионной комиссии оставляет за рамками правового поля контроль за финансовой деятельностью председателя, что не исключает возможность злоупотреблений. Необходимо создать инициативную группу, которая бы действовала с соответствии с положениями Главы V указанного закона. В задачу инициативной группы должно войти выдвижение требования о проведении внеочередного собрания и выборы полноценных органов управления товариществом. См. подробнее ответ на вопрос 1.
Ревизор (ревизионная комиссия СНТ) не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность товарищества и подменять собой его руководящие органы. В случаях, предусмотренных уставом и упомянутым законом, указанные контролирующие органы дают свое заключение о правомерности или неправомерности финансово–хозяйственной деятельности объединения, в том числе и управленческой на основании документальной ревизии или инвентаризации.
Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе принимать на своих собраниях любые решения, касающиеся деятельности организации без личных доверенностей членов объединения, поскольку их представительство утверждено решением общего собрания членов объединения, на котором они избраны (ст. 20 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Однако, если при их избрании кворума не было, то выборы уполномоченных СНТследует признать недействительными, также как недействительными и решения, принятые такими уполномоченными. Более того, с вступлением в силу Федерального закона 100-фз от 07.05.2013 г. согласно ст. 181.5 такое общее собрание и все его решения являются ничтожными.
В силу ст. 18 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правление садоводческого некоммерческого товарищества возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. В свою очередь, на основании ч. 3, п. 1, ст. 22 названного федерального законаправление СНТ избирается прямым тайным голосованием из числа членов СНТ. Таким образом, председателем СНТ не может быть лицо, не являющееся членом данного СНТ. Однако в данной статье Закона есть одна оговорка: "..., если уставом такого объединения не предусмотрено иное". Значит председателем правления может быть и представитель одного из членов СНТ при условии наличия соответствующей нормы в уставе СНТ, избранный в состав правления. Др. словами закон не запрещает избрать исполняющего обязанности председателя из числа лиц не членов СНТ. Такое решение актуально для многих небольших по численности СНТ.
Можно долго и нудно спорить о толковании ч. 3 п. 1 ст. 22 в отношении действия указанной оговорки, можно даже обратиться в суд. Всё же на мой взгляд эта норма относится и к срокам полномочий правления (не 2 года, к примеру, а 3), и к выборам членов (или не членов) СНТ в состав правления. Категорично закон ничего не утверждает и не запрещает.
В условиях, когда в СНТ невозможно собрать кворум для принятия важных решений, самым оптимальным вариантом являются выборы уполномоченных представителей. Если в Уставе СНТ уже внесены соответствующие положения о выборах уполномоченных, то дальше работать проще. Если нет, то порядок работы будет следующим (помним, что собрать кворум не получается):
Протащить изменения возможно через организацию общего собрания членов СНТ или заочного голосования, другого пути нет, т.к. изменения в Уставе можно принять большинством в 2/3 голосов, проголосовавших за новую редакцию, из более чем 50% членов СНТ, принявших участие в собрании. Т.е., если в СНТ 100 членов, то на собрании должны присутствовать не менее 51 члена. Из них 34 (2/3) должны проголосовать за Устав (подробнее об организации заочного голосования в СНТ).
На заседании правления утвердить схему распределения участков по кустам. От каждого куста будет избираться 1 уполномоченный представитель. Целесообразно количество уполномоченных устанавливать, исходя из того, что на общих собраниях должны быть максимально представлены интересы всех членов СНТ. Закон не определяет количество садоводов, от которого избирается один уполномоченный. Практика подсказывает такой расклад:
100 участков - 1 уполномоченный от 3 участков;
200 участков - 1 уполномоченный от 3 - 5 участков;
500 участков - 1 от 5 - 10 участков;
1000 участков - 1 -2 от 15 участков
Т.е. надо стремиться к тому, чтобы на собрание приходили от 50 до 100 человек. Кворум при таком раскладе от 25 до 50 человек соответственно. Это количество вполне возможно собрать.
На общем собрании СНТ внести соответствующие изменения в устав товарищества, определив: число членов СНТ, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий, порядок избрания уполномоченных (открытым голосованием или тайным с использованием бюллетеней); возможность досрочного переизбрания уполномоченных товарищества, не обязательно всех сразу. (Подробнее можно посмотреть положения по избранию уполномоченных в Уставе СНТ "Пищевик", глава 6 и ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)
После принятия решения общим собранием товарищества правление готовит бланки протоколов по выборам уполномоченных по кустам. Бланки протоколов имеют специальный вид, который соответствует решаемой задаче (образец протокола по выборам уполномоченных в СНТ). Форма протокола утверждается решением правления. Далее организуются собрания членов СНТ по кустам. Лучше, если члены правления сами организуют собрания садоводов. Если эту задачу возложить на самих садоводов, то выполнять её они будут несколько месяцев, если вообще выполнят. Исходя из формы протокола, вполне возможно, что собрание куста пройдёт в 2 - 3 этапа, т.е. всех садоводов собрать сразу в одно время не получится. Во время проведения собрания желательно иметь схему распределенния товарищества по кустам.
По окончанию выборов уполномоченных по кустам правление собирает готовые протоколы. Они заверяются печатью СНТ и хранятся в деле постоянно. По итогам выборов правление своим решением утверждает список уполномоченных. Каждому уполномоченному выдаётся удостоверение на право представлять садоводов от того или иного участка (куста) на общих собраниях товарищества. Следует помнить, что передавать свои полномочия другим лицам, в т.ч. и членам СНТ, уполномоченные не могут (ст. 20 п. 2 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)
Всё! Далее можно собирать общее собрание и принимать решения. Для большей демократичности собраний уполномоченных следует стремиться к тому, чтобы повестки дня собраний, необходимые справочные материалы, предлагаемые варианты решений по обсуждаемым вопросам выдавались уполномоченным для предварительного обсуждения по кустам. Это позволило бы избежать на самом собрании уполномоченных ненужных дебатов и срывов. Да и уполномоченные в таком случае будут представлять действительное мнение садоводов.
Нет, не даёт. В ФЗ-66 от 15.04.1998 г. прямо указано, что членом СНТ может быть лицо, владеющее участком в границах товарищества. Сегодня есть возможность у некоторых садоводов иметь несколько участков, и не важно, каким количеством участков. Садоводческое объединение - это организация основанная на членстве, а не на капитале, размере паевого взноса, количестве участков и т.п..Вступили в СНТ Вы один раз. А приобретая ещё участки в товариществе, Вы не становитесь членом СНТ ещё 2 раза. Логично? Другой вопрос - уплата взносов. Здесь надо подходить к вопросу дифференцированно, исходя из целей, на которые сдаются взносы. Подробно об этом см. страницу "О членских, целевых, вступительных и др. взносах в СНТ", вопрос 3.
Вот здесь полный ответ на Ваш вопрос: http://cnt-pischevik.ru/registracia-meeting.html. Если коротко, то список без подписей недействителен, согласитесь это вполне логично, т.к. список всё же присутствует. А если этих лиц на собрании не было, то решение такого собрания на основании норм ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" главы 9.1 части 1 ГК является ничтожным..
Если в Уставе ничего нет заочном голосовании, то любое такое решение принятое посредством заочного голосования является недействительным. Суд легко отменит результаты такого голосования. Подробно вот здесь: "Проведение общего собрания в заочной форме". Про доверенности подробно вот здесь: http://cnt-pischevik.ru/doverennost-meeting.html. Если Вы хотите поменять власть в своем СОК, то законный путь разрисован вот здесь: обязанность по организации и подготовке общего собрания.
У нас такая ситуация: местные пожарные начали войну с председателями СНТ. В нашем СНТ нет домика сторожа, склада, магазина, центрального водоснабжения. Только 15.09.11 г. запущена ЛЭП. Есть несколько фонарей. Сейчас они требуют на каждые 1000 кв. м. пожарный щит, гидранты, мотопомпу. Как бойцы могут воспользоваться мотопомпой, если она будет у меня? Укажите где найти нормативные документы на которые они ссылаются? Меня в прошлом году мировой суд оштрафовал на 300 руб. за нарушение административного кодекса. Что грозит мне лично и СНТ в этом году? Есть ли у Вас опыт борьбы с этими клопами?
Часть ответов можно найти вот здесь: Свод правил СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, а также найти и скачать из сети Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. Из нашего опыта борьбы с пожарными можно извлечь только то, что законы надо выполнять. Не так давно нас проверил пожарный инспектор, составил акт о нарушениях, который применим практически к любому СНТ. Мы быстро сориентировались: сделали пожарный водоём, углубив протекающий через СНТ дренажный ручей; восстановили кольцевой центральный проезд, ранее захваченный самовольно садоводами, понаставили везде всяких табличек и др. допустимые в отношении финансирования мероприятия. Позвали инспектора ещё раз. Он остался доволен и свои требования о пожарной помпе снял с повестки дня.
Работая в организации, сталкивался с пожарными и с др. стороны. Повторить можно одно - законы надо выполнять. Это однозначно. И ФЗ-66, наш садоводческий закон требует, чтобы мы выполняли требования зак-ва, в т.ч. и пожарные требования, причём за счёт садоводов. Так вот, кроме тех, кто проверяет наши СНТ, есть ещё организации, созданные из бывших пожарных, к-е помогают организациям и ведомствам выполнять все нормативы и требования пожарных. Происходит это так: вам выносят представление, вы обращаететесь к эксперту. Он вам делает расчёты, подсказывает как и каким образом с минимальными потерями выполнить требования представления. Естественно, всё это не бесплатно. Если не хотите обращаться и платить деньги, то у вас 2 варианта:
1-й - тупо выполнить все требования в представлении.
2-й - изучить закон и выполнить требования или умело их обойти путём принятия и реализации другого разрешённого законом решения. Мы обращались к экспертной организации, а затем выполнили все требования. К примеру, из подвального помещения у нас не было эвакуационного выхода. Мы сделали подвал необитаемым. В другом случае у выхода из помещения была ступенька. Сделали пологий подъём от пола к дверному проёму, заложив ступеньку. Из окна сделали эвакуационный выход, вмонтировав в стену лесенку, и сняв решётку с самого оконного проёма. Это, конечно, не о СНТ, но подчёркиваю, что решение всегда есть проще и дешевле, чем то, что написано в предписании.
Могут ли члены правления при решении каких-либо задач СНТ отдавать свои голоса друг другу? Если да, то доверенность должна быть оформлена нотариально или нет? Получается, что председатель и 2 члена правления, вооружившись обычными доверенностями, решают всё и вся за остальных.
Нет не могут, т.к. нарушается Закон 66-фз, ст. 22, п. 2: "Заседания правления садоводческого ... некоммерческого объединения созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости. Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети его членов. Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления".
Правда, законы и не запрещают давать доверенности. Но, наш закон говорит только о доверенностях, к-е выдаются членами СНТ др. членам СНТ для голосования на общих собраниях. О членах правления ничего не сказано. Зачем такое правление выбирать, если они не могут собраться?
У нас в августе состоялось общее собрание, где переизбрали председателя. Но поскольку новый председатель не имел в собственности участок, а только оформлял наследство, то ему дали срок 2 месяца. В итоге получилось то, что старый председатель свои полномочи сдал, а новый так и не приступил (все никак не оформит землю!) На правлении было решено продлить полномочия старому председателю. На мой взгляд, продлить полномочия старому это находится в компетенции общего собрания, а не правления. Отсюда вся его нынешная деятельность нелигитимна, тем более у нас есть заместитель председателя, который и мог быть временно И.О. Что посоветуйте в такой ситуации?
Правлению не стоит загонять себя в угол попыткой точного и безусловного выполнения закона. Если люди избрали Иванова, так пусть Иванов и правит СНТ. Только собрание может это отменить или суд.
Если всё же придерживаться буквы 66-фз, то правление может своим решением сделать его Иванова И.О. председателя, заключив с ним трудовой договор на основе протокола общего собрания об его избрании. На И.О. председателя возложены те же полномочия и обязанности, что и на председателя без приставки И.О.
Выносить зимой на общее собрание этот вопрос, думаю, нецелесообразно. Мороз - люди не придут. В этом случае вы и закон не нарушите и садоводов не обманываете. Кого выбрали, тот и управляет. Его, Иванова, дрязги с наследством могут затянуться на годы. А жить СНТ, и принимать решения, а, главное, действовать от имени СНТ надо сегодня.
Вы абсолютно правы в том, что деятельность старого председателя будет незаконной. Его никто не выбирал. Все его решения и действия можно легко опротестовать в суде, причём суд закончить за 1 заседание. Объяснение такое: "Протокол об избрании есть?" Ответ: "Нет!" Всё - председатель - самозванец, деятельность незаконна. Так можно и под уголовную ответственность загреметь, если что с деньгами будет не так. А ему (старому председателю) и вам всем это надо?
Cогласно отчёту ревизионной комиссии правление ворует, причём крупные суммы! Но на общем собрании, где большинство бабушки-дедушки вопросы финансовой дисциплины легко заболтали. Председатель правления установил себе и ещё пятерым большие оклады (по 15-17 тыс. без согласования с собранием). Количество пришедших на собрание не учитывалось, подписи не собирались. Удалось проголосовать только за привлечение стороннего аудита. Правильно ли мы сделали и что делать дальше? При этом у нашего СНТ огромные долги за свет, а на что уходят сданные деньги неизвестно.
Зарплата устанавливается решением ОС и не меньше минимальной, к-я установлена в регионе. При этом собрание должно утвердить штатное расписание. Минимальный состав для СНТ, как правило, включает в себя должности председателя, бухгалтера и электрика. Штатное расписание содержит в себе и зарплаты названных сострудников.
Если подписи не собирались, отсутствует список членов СНТ, присутствующих на собрании, то решение такого собрания согласно нормам ст. 181.5 п. 2 "Ничтожность решения собрания" - ничтожно. А значит все действия правления по выполнению решения такого собрания являются незаконными.
Если по отчёту ревизионной комиссии правление ворует, то Вам и сторонникам надо предложить через собрание возместить ущерб, если это не будет сделано, то обращаться в суд. К иску приложить материалы проверки.
Если правление не сможет в суде представить документы, оправдывающие разницу между доходами и расходами СНТ, то суд может принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении воров или, если это плоскость другая, то о возврате растраченной суммы. Кстати, за сторонний аудит надо будет платить СНТ.
По наведению порядка с платежами по электроэнергии следует провести внутренний аудит с участием ревизионной комиссии и, может быть, привлечь понимающих проблемы энергоснабжения специалистов. По результатам разбора полётов следует направить все усилия на заключение прямых договоров с энергоснабжающей организацией (ЭСО). Др. словами должны быть: договор энергоснабжения между СНТ и ЭСО, между ЭСО и физическими лицами (садоводами), с каждым отдельно. Разобраться поможет рубрика ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ.
В следующее воскресенье мы должны провести собрание уполномоченных. Перед этим разбили садоводство на участки. Закрепили ответственных за проведение выборов уполномоченных. Но, к сожалению, в очередной раз столкнулись с равнодушием самих ответственных и многих садоводов, которые отказываются принимать какое-либо участие в жизни садоводства. При этом все требуют, чтобы были восстановлены заборы, бесперебойно было организовано энергоснабжение (в данный момент оно отключено за долги тех, кто проживал в зимнее время).
В этой ситуации давно понятно, что пока сами члены правления, как минимум, этим не займутся, с места ничего не сдвинется. Для этого правлению надо идти в народ: собрать куст, провести собрание, выбрать уполномоченного (ых), заполнить формализованный бланк протокола, дать его подписать председателю собрания куста. Далее принести протокол в правление и подшить в дело. После всей этой работы можно собирать общее собрание уполномоченных.
Есть ещё вариант выбирать уполномоченных на общем собрании членов СНТ. Однако довольно проблематично соблюсти демократичность процедуры на общем собрании всех членов СНТ так, чтобы они представляли всех садоводов соответственно улицам, проездам, кустам. Скорее это будут уполномоченные, назначенные или выбранные заранее председателем (правлением). И маловероятно, что уполномоченные будут избраны по территориальному принципу. Просто по-другому не получится, даже при условии, что председатель за демократию. Надо ещё и помнить о кворуме, который также труднодостижим для больших СНТ.
Бред! Абсолютно верно. На основании протокола (с даты протокола) общего собрания об избрании нового председателя и членов правления начинается срок полномочий нового правления, а старое правление, соответственно, теряет свои полномочия. Старый председатель сдаёт все документы новому председателю. При этом составляется акт приёма-передачи дел и должности, пишется приказ о том, что новый председатель приступил к исполнению обязанностей с такого-то числа.
Если старый председатель боится, что новая команда какие-то документы как бы потеряет, то пусть вписывает все документы в акт или делает для себя копии. К приёму-передаче можно привлечь и новую ревизионную комиссию, которая проводит ревизию и приём-передачу бухгалтерских документов.
В Вашем случае комиссионно надо вкрыть пакет и сделать опись, лучше при старом председателе. А дальше уже решите, что делать с тем, что там хранилось.
У нас в СНТ прошло собрание из 440 участков присутствовали только 140 человек. Всех зарегистрировали, как положено, и на самом собрание, когда возник первый вопрос: "Сколько подписей собрали?" - услышали в ответ, что это не правомочное собрание... Народ загудел, т.к. за последние 10 лет являлись на собрание по 30 человек и принимали решения, и народ их выполнял. В общем вынесли предложение на голосование о признание правомочности данного собрания, т.к. и на сегоднейшней день непонятно: кто есть кто (нет конкретных записей, реестров, где указано: кто член товарищества, а кто нет). У нас пишут заявление на приём в СНТ и на этом всё: на собрании, никто никого не принимает. А есть люди, которые вообще не знают о том, что надо вступить в члены СНТ либо заключить договор.
Как быть с таким маленьким сбором народа? Как правильно переоформить председательство?
Ваше собрание в соответствии с законом - было неправомочно принимать решения. Согласно нормам ГК, части 1 ст. 181.5 решение такого собрания ничтожны. А это значит, что все дальнейшие действия СНТ и правления по выполнению решения такого собрания незаконны и не подлежат выполнению.
В остальном Ваша ситуация похожа на любое СНТ. Десятилетиями тоже никто ничего не делает. Вашему правлению необходимо снова провести работу с садоводами, и только после этого принимать решение о проведении собрания. В ходе работы главным должно быть восстановление реестра членов СНТ. Те, кто продали, подарили, т.е. потерявшие право собственности должны быть исключены из членов СНТ собранием, если в уставе нет соответствующего пункта по принятию решения об исключении правлением СНТ на основании потери права собственности на участок (66-фз, ст. 18 "Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении"). При этом у правления должен быть документ - основание для принятия решения по каждому члену СНТ. В ситуации, если в уставе это не прописано, то так можно поступить только с умершими членами СНТ, т.к. их правоспособность закончилась их смертью (ст. 17, часть 1 ГК РФ). После этой работы следует организовать и провести собрание с оставшимися членами СНТ, на котором принять всех желающих по их заявлениям. Если люди уже давно платят членские и иные взносы, то освободить их от внесения вступительных взносов. Для достижения кворума собрания необходимо, в т.ч., председателю заверить доверенности от тех членов, которые в работе собрания не будут участвовать и об этом станет известно заранее.
Только после решения собранием вопроса о членах СНТ можно приступить к перевыборам правления и председателя, а также др. органов управления СНТ. Следует помнить и о том, что фактически органов управления сегодня в СНТ нет, так как все правомочия старых органов управления истекли через 2 года с момента их избрания. Пока новое правомочное собрание не изберёт новое правление никакой орган не вправе рулить в СНТ.
Согласно ФЗ-66 ст. 24 "Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления" старый председатель и члены правления несут ответственность по делам СНТ в течение 3 лет (срок исковой давности). При этом эти лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Но здесь есть много нюансов. Такие, например: был ли председатель в трудовых отношениях с СНТ, допущена ли растрата, хищение материальных средств, отсутствие документов связано с преднамеренной утратой или их и не велось и пр. Тут везде разная ответственность и разные возможные сроки привлечения к такой ответственности.
В любом случае председатель отвечает за свой период деятельности. Не стоит также обольщаться по вопросу "всяких проверок". Никто кроме налогового или пожарного инспектора к вам в СНТ не придёт, разве только что с большого бодуна. А их проверки таковы, что всё можно исправить нынешним составом органов управления. По сему засучивайте рукава и трудитесь по восстановлению и наработке всей необходимой документации юридического лица.
В нашем СНТ выявлены новые собственники земельных участков, но вступать в СНТ не хотят, заключать договор как граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке тоже не желают. Что с такими делать?
Очень много таких, кто пользуется участками после своих умерших родителей, но до сих пор не вступившие в права наследования. Как узаконить их пребывание в садоводстве (особенно если они ещё и отказываются платить взносы, платят только по счётчику за электричество (потери их тоже не волнуют)?
Ситуация с индивидуалами очень проста. Согласно нормам ГК, части 1 ст. 445 "Заключение договора в обязательном порядке" и ст. 8 ФЗ-66 заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры и др. имуществом общего пользования СНТ для сторон договора является обязательным. Разрабатываете текст договора, утверждаете его на общем собрании и предлагаете для заключения согласно правилам Главы 28 части 1 ГК (там же и статья 445). В случае уклонения от подписания принуждаете заключить договор через суд.
Для наследников существуют свои правила. Так например, согласно нормам ст. 1154, часть 3 ГК наследник имеет право принять наследство в течение 6 месяцев с даты смерти наследодателя. Т.е. он должен подать заявление о принятии наследства в установленном порядке "нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу". Есть и правила ст. 1153 согласно к-й
"Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства". Т.о. фактически и согласно закону эти граждане вступили в права наследства. А значит полностью должны отвечать за всё то, что неразрывно связано с таким наследством, как садовый земельный участок, включая долги по платежам. К ним в этом случае применимы отношения определённые для СНТ и граждан, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность. Это, как раз, Ваш случай.
Любая деятельность юридических лиц, направленная на извлечение прибыли, является коммерческой. Некоммерческие организации, к которым относится садоводческое некоммерческое товарищество, могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Садоводческое товарищество создано в целях организации коллективного сада и, если в уставе товарищества записано, что оно для достижения своих уставных целей может осуществлять предпринимательскую деятельность, а полученная прибыль направлена на развитие имущества, объектов общего пользования, то упомянутые сделки являются уставными и потому действительными (ст. 173 ГК РФ). Отнести продажу ненужного оборудования и материалов, ранее приобретённых на целевые взносы или членские членов СНТ, к коммерческой можно с трудом.
Прежде всего необходимо договориться с руководством СУ о проведении ремонта вашей дороги. В том случае, если обещание ремонта в течении разумного срока (месяц, два) не будет выполнено, нужно подготовить исковые материалы с доказательствами причинённых убытков и расчётом сумм иска для передачи в арбитражный суд на предмет обязанности ответчика устранить причинённый вред или взыскания с него сумм убытков в соответствии со ст.ст. 1064, 1082, 15 ГК РФ.
Скорее всего указанная сделка будет внеуставной, т. е. не соответствующей целям и задачам товарищества, а значит незаконной. Кроме того, сдавать в аренду можно только то имущество (недвижимость), которая находится в собственности товарищества (общей), и то только с согласия общего собрания. Кроме того, сделка будет носить коммерческий характер. В этом случае надо внимательно посмотреть с какой целью пруд сдан в аренду. Цель должна соответствовать задачам, которые решаются СНТ в пределах норм статьи 1 ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В садоводческих товариществах рекомендуется предусматривать вывоз мусора на полигон бытовых отходов. При невозможности вывоза мусора вопрос о его захоронении на месте решается с соблюдением природоохранных мероприятий и по согласованию с территориальными учреждениями Госсанэпидемслужбы (п. 5.6 СП 11–106–97). Организация свалок на территории товарищества и за его пределами запрещена. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) должны быть предусмотрены площадки для мусорных контейнеров на расстоянии не менее 20 и не более 500 метров от границ садовых участков (п. 5.11 СП 53.13330.2011). Однако следует учитывать, что за организацию мест сбора и вывоза мусора отвечают местные органы самоуправления. СНТ, как юридическое лицо, оплачивает вывоз мусора с территории товарищества согласно договору с организацией, которая этим занимается. Подробнее по этому вопросу см. страницу: http://cnt-pischevik.ru/index.html.
К сказанному следует добавить, что в СНТ могут быть условия, когда оборудование площадок и установка мусорных контейнеров невозможна без нарушения указанного Свода правил, в этом случае нельзя поддаваться уговорам органов власти и делать то, что в любом случае нарушит права садоводов, если даже и не всех, то какой-то части вынужденных существовать рядом со свалкой мусора. Иначе вопрос решается путём заключения договора на вывоз мусора с организациями, имеющими мусорные площадки и контейнеры и расположенные недалеко от СНТ, к примеру на городской территории.
Разумеется, что группа товарищей не может объявить себя акционерным обществом без его государственной регистрации. В данном случае необходимо выяснить, кто именно является ответственным владельцем электросетей по договору с энергоснабжающей организацией и изучить этот договор. Если владельцем сетей является товарищество, то размер платы в виде целевых взносов за организацию электроснабжения определяет общее собрание садоводческого объединения. Если владельцем по договору является иное физическое или юридическое лицо, то размер такой платы определяется на договорной основе. Но было бы в корне неверным, когда садоводы, не имеющие света, стали бы диктовать размер суммы целевого взноса тем, кто внёс денежные средства на создание линии электропередачи и заключение договора с энергоснабжающей организацией, т.к. долевая собственость состоит из равных долей каждого члена товарищества, внёсшего целевой взнос на её создание. Однако следует заметить, что размер доли в общей собственности коллектива собственников не может быть взят с потолка. Он чётко определяется бухгалтерскими расчётами. И если их нет, то решение можно найти в суде.
Исключительное право устанавливать пени за просрочку платежей принадлежит общему собранию членов садоводческого товарищества. Их размер должен определяться в разумных пределах. Казначей является только исполнителем такого решения и сам решать такие вопросы неправомочен.
Кассир садоводческого товарищества должен осуществлять приём целевых и членских взносов в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» утверждённым Центробанком РФ 26.02.96 г. № 247. При этом приём наличных денег производится по приходным кассовым ордерам, подписанным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением (приказом) председателя товарищества. О приёме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира. Необходимо также произвести запись об уплате членских или целевых взносов в членской книжке садовода.
В трудовых соглашениях на выполнение отдельных видов работ должны быть указаны стороны по договору, характер и объём подлежащих выполнению работ, срок, размер и порядок выплаты заработной платы, срок, на который заключён договор. Договор составляется в двух экземплярах по экземпляру для каждой из сторон и ими подписывается, подпись председателя товарищества удостоверяется печатью. Типовой трудовой договор можно при желании найти в Интернете.
Использование личного автотранспорта члена СНТ возможно на основании письменного хозяйственного договора с владельцем транспорта. У товарищества в этом случае расходы будут относиться на уставную деятельность. Плата за использование транспорта будет включена в фонд оплаты труда с начислением взносов в пенсионный фонд и иные фонды. На доход владельца машины начисляется подоходный налог. Объём оплаты услуг в обязательном порядке прописывается в трудовом договоре и учитывается в приходно-расходной смете СНТ.
Лет десять назад к нашим участкам в садоводческом товариществе прирезали по четыре сотки земли под огороды. Сейчас по границе с огородными участками появилось новое садовое товарищество и начались конфликты из–за прирезанной земли, участки которой не огорожены и не обрабатываются. Право ли правление, которое требует сдавать целевые взносы на ограждение огородов?
Садоводческое товарищество обязано осуществлять необходимые работы по содержанию своей территории, включающей как индивидуальные земельные участки, так и земли общего пользования. Согласно п. 5.1 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» по границе территории садоводческого объединения, как правило, предусматривается ограждение. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.) Таким образом, если дополнительные участки земли вошли в территорию садоводческого товарищества, то оно вправе установить ограждение за счёт своих членов.
А вот по целевому использованию, т.е. взносам есть необходимость их отнести к членским взносам, т.к. созданный забор будет однозначно отнесён к имуществу СНТ, как юридического лица, а не к общему имуществу, находящемуся в долевой собственности членов СНТ.
В 2000 году работодатели–организации уплачивают взносы в Пенсионный фонд в размере 28 процентов, а работодатели–организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско–правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам. Страховые взносы не взимаются с выплат, производимых в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, и III групп и получающих пенсии (см. Закон РФ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» и «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)» от 27.1291 г. с изменениями от 02.01.2000 г. № 38–Ф3). Согласно письму Пенсионного фонда от 18 июня 1993 г. № ЮИ–12/2313–ИН «Об уплате страховых взносов садоводческими и садово–огородными товариществами» садоводческие и садово–огородные товарищества относятся к организациям, участвующим в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому они вносят страховые взносы в ПФР по льготному тарифу в размере 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Т.к. размеры взносов и иных выплат меняются время от времени, то следует руководствоваться свежей информацией, имеющейся в Интернете по этому поводу. К примеру в 2014 году взносы в ПФР составляли 22%, ФОМС - 5,1% с учётом дохода менее 300 тысяч руб.
Некоммерческие организации уплачивают налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности (п.10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Средства, полученные объединениями в качестве целевого финансирования, а также вступительные, членские и целевые взносы, прибылью не являются и потому налогом не облагаются. В тех случаях, когда садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения реализуют продукцию, товары, работы, услуги, то они становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (п. 1 «а» ст. 2 Закона РФ от 06.12.1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»). Поскольку деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не является коммерческой, безвозмездная реализация ими товаров, работ и услуг не должна облагаться НДС. Подробно по уплате или неуплате налогов, а также соотнесению прихода и расходов СНТ можно посмотреть на странице: "Приходно-расходная смета некоммерческого садоводческого объединения".
Садоводы, огородники, дачники и их некоммерческие объединения обязаны уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, как и все иные физические и юридические лица. Подавляющему большинству садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан как юридическим лицам чаще всего приходится платить взносы в Пенсионный фонд России, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования; земельный налог (подробнее см. страницу: "Льготы по выплатам налогов, получению земельных участков в СНТ"); реже и в отдельных случаях - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог.
Порядок уплаты земельного налога для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определен п.п. 14, 26 Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ от 21.02.2000 г. № 56 "По применению Закона РФ «О плате за землю»" и совместным письмом Минфина России, Госкомзема России и Госналогслужбы России от 09.06.1992 г. «О порядке уплаты земельного налога дачно–строительными, гаражно–строительными, жилищно–строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами». Начисление налога производится со всей площади земельного участка объединения за исключением площадей, закрепленных за его членами. Член объединения уплачивает земельный налог за свой участок и долю в земле общего пользования самостоятельно, если земля общего пользования передана в общую собственность членам СНТ.
Садоводческое товарищество не является коммерческой организацией и использует подземные воды лишь для собственных нужд, при этом не занимается добычей полезных ископаемых. Поэтому в соответствии со п.п. 1, 9 Инструкции Госналогслужбы от 31 декабря 1996 г. № 44 «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально–сырьевой базы» оно освобождено от уплаты отчислений за использование подземных источников воды.
В 2005 г. в НК внесена норма, согласно которой СНТ не уплачивают водный налог.
Согласно статье 7 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Более подробно эти вопросы вы можете выяснить в налоговой инспекции и земельном комитете своего города. В Калининградском городском округе согласно постановлению мэрии № 346 от 19.10.2005 г для платы налога за землю установлен коэффициент 0.3% от кадастровой стоимости участка, этим же постановлением установлены льготы: уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. следующих категорий налогоплательщиков: бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более; члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, участники становления Калининградской области; граждане, переселившиеся в Калининград в период до 01.01.1953 г. и переселенцы по оргнабору, достигшие на дату переселения 16-ти лет; ветераны труда; главы многодетных семей, имеющие 5 и более детей, одиноко проживающие пенсионеры старше 60-ти лет; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие не менее 6 месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны; граждане, награждённые медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда". Кроме того, в окружной Совет народных депутатов поступило предложение от администрации округа об освобождении указанных категорий граждан от уплаты земельного налога в полном объёме.
В нашем СНТ произвели замену старой линии электропередачи 90-х годов постройки на новую. При этом мой столб, который стоял возле участка на земле общего пользования, т.е. на проезде, выдернули из земли и переставили в виде дополнительной опоры на участок другому садоводу. Председатель за замену линии требует 7000 рублей с садовода. Я платить не хочу, т.к. меня по сути лишили моего столба. Компенсировать мне столб тоже никто не хочет. Как быть?
В соответствии с внесённым каждым садоводом целевым взносом на прокладку старой линии электропередач садоводами была образована общая (совместная) долевая собственность. Т.е. основная линия ВЛ-0,4кВ построенная в СНТ, подающая напряжение к индивидуальным домам, стала общей. Каждый садовод в этой линии имеет свою внесённую долю собственности. Забрать эту долю собственности иначе, как в денежном эквиваленте, невозможно, т.к. выдернуть из земли "свой" столб без нарушения работоспособности всей линии нельзя. Кроме того, в товариществе должны быть оформлены акты для каждого потребителя электроэнергии о балансовом разграничении между общей линией и линией садовода, ведущей от столба к дому. Этот участок линии можно назвать Вашей личной собственностью. Т.о. между личной собственностью садовода и общей собственностью коллектива потребителей электроэнергии этим актом чётко обозначена имущественная принадлежность каждой части линии электропередачи.
При принятии решения о замене старой линии электропередачи и строительстве новых ответвлений на общем собрании потребителей электроэнергии была определена величина целевого взноса. В соответствии со ст. 19 п. 2-11 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Вы обязаны подчиниться решению общего собрания. Следует учесть, что общая доля стоимости новой линии для вновь подключающихся и для тех, кто уже был подключён ранее к старой линии, разная. Это объясняется тем, что "старые" пользователи электроэнергии уже вносили целевые взносы на проектирование, изыскательские работы, топосъемку, получение технических условий, техническое присоединение и др. работы ранее. Поэтому вновь подключающиеся частично компенсируют затраты по замене старой линии "старым" пользователям электроэнергии.
Исходя из изложенного, становится понятным, что стоимость вновь подключающихся к линии садоводов будет складываться из частичной компенсации уже имеющим свет садоводам, себестоимости каждой установленной опоры вместе с работой, а также дополнительными расходами на проектирование, получение новых ТУ, накладных расходов и т.д. Сумма целевого взноса, таким образом, будет отличаться в 2 - 3 раза у "старых" потребителей и вновь подключающихся. Перестановка старых деревянных опор в СНТ, не соответствующих требованиям сегодняшнего дня, является мерой, предпринятой в целях удешевления проекта в целом для всех потребителей. Следует заметить, что старые столбы в основной линии ВЛ-0,4кВ не используются.
Т.о. принятое общим собранием потребителей электроэнергии решение о доле внесения целевого взноса на замену и строительство новой линии электропередач представляется наиболее справедливым, учитывающим интересы всех садоводов. Если Вы не хотите платить взнос в соответствии с принятым решением, то рискуете оставаться без света. Других вариантов решения проблемы нет. Можно, конечно, обратиться в суд, но вынесения решения в Вашу пользу маловероятно.
Исходя из сложившейся практики садоводы постоянно выступают за низкую зарплату председателю, бухгалтеру и другим лицам, работающим по трудовым договорам в СНТ. В данном вопросе следует исходить из того, что зарплата должностного лица в СНТ не может быть ниже, установленной официально региональным правительством. Так в Калининградской области установлен минимальный уровень зарплаты на 2010 г. в размере 6000 руб. Предвижу возражения: "Эта зарплата, если человек работает целый месяц, по 40 часов в неделю. А председатель столько времени не работает. Тем более, если у него имеется ещё другая, основная работа". Всё правильно - председатель, бухгалтер, электрик и др. во многих СНТ не работают по 8 часов в день. Но!!! 6000 руб. получает неквалифицированный рабочий за свой труд в течение месяца. Квалификация председателя правления организации, бухгалтера, электрика с 4, 5-й группой допуска (это тот минимум, к-й обычно имеется в СНТ) не соответствует понятию "неквалифицированный рабочий". Значит, при условии занятости полного рабочего дня, должностные оклады указанных лиц должны быть намного выше. Возвращаемся к началу: если председатель СНТ работает, предположим, по 2 часа в день, но имеет высокую квалификацию, то и получать он должен за свой труд не 25000 руб., а тот минимум, ниже которого зарплата опуститься не может. Размер зарплаты, естественно, утверждается общим собранием товарищества, но при этом в обязательном порядке должны учитываться:
размер минимальной зарплаты в регионе;
квалификация сотрудника, соответствующая занимаемой должности;
время, в течение которого сотрудник выполняет свои обязанности;
работа по совместительству (оклад может быть ниже МРОТ) либо основная;
фактический объём выполняемой работы.
А при учёте последнего фактора зарплата вполне может быть и выше минимально установленной в регионе. И это, на мой взгляд, будет вполне справедливо, учитывая круг выполняемых обязанностей.
Есть и ещё одна лазейка для СНТ: председатель может получать зарплату ниже установленной региональным правительством при условии трудовой занятости председателя по основной работе не связанной с СНТ. В этом случае в приказе по кадрам СНТ должно быть указано: по совместительству. Если же работа у председателя в СНТ основная, то основанием для оплаты меньшей зарплаты нежели МРОТ в регионе может служить дополнительное трудовое соглашение между председателем и правлением СНТ, которое оформлено соответствующим образом.
Исходя из опыта нашего СНТ, деньги надо обязательно возвращать. Для этого, не откладывая в долгий ящик, правление готовит претензионное письмо о нецелевом расходе средств общества по итогам ревизии с требованием вернуть деньги. Письмо вручается бухгалтеру-казначею общества лично или отправляется по почте с уведомлением. После этого, если нет никакой реакции, то правление подает иск в суд. Следует иметь ввиду, что срок подачи иска установлен в 1 год с момента окончания выполнения служебных обязанностей работником и обнаружения причиненного им ущерба. Т.е., если работодатель (СНТ) обратилось с иском в суд в отношении бывшего работника (бухгалтера-казначея) спустя год после акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности, то такой иск подлежит отклонению на основании ст. 392 Трудового Кодекса РФ. В этом случае из этой ситуации есть только один выход - подать иск со стороны садоводов о нецелевой растрате их денежных средств к бывшему бухгалтеру-казначею, но не как к должностному лицу, а как к гражданину (Решение суда по данному вопросу >>>).
Многие СНТ присваивают ОКВЭД 01.13.21 "Выращивание плодовых и ягодных культур", но ведь СНТ как юрлицо, не является сельхозпроизводителем. Выращиванием сельхозпродукции занимаются садоводы, как физические лица. А СНТ больше занимается управлением недвижимым имуществом (содержание линий электропередач, водопроводов, дорог, заборов, земель общего пользования, вывозом мусора и т.д. Какой вид экономической деятельности нам в СНТ выбрать?
Ни одно садоводческое, огородническое или дачное объединение не занимается выращиванием с/х продукции. Ведь речь в этом случае идёт не об индивидуальных участках граждан, которые как раз для этого предназначены, а о СНТ, как юридическом лице. В отличие от садоводов СНТ занимается только эксплуатацией имущества и объектов общего пользования. Именно для этих целей согласно нормам ст. 1 ФЗ-66 от 15.04.98 г. и созданы садоводческие товарищества, помогающие объединить общие усилия граждан в создании и развитии необходимой инфраструктуры для своих индивидуальных участков. В этих условиях согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности для СНТ и прочих подобных объединений самым верным и правильным будет основной вид деятельности: 70.32.2 "Управление нежилым фондом".
Отдельные могут возразить: в СНТ сейчас полно жилых домов. Как быть с ними. Но на их возражение можно ответить так: садоводческое объединение не имеет никакого отношения к этим жилым домам, находящимся в собственности граждан - владельцев земельных участков. Эксплуатацией своих домов занимается не СНТ, а сами граждане.
В условиях начала вступления в силу норм 99-фз от 05.05.2014 г. все СНТ должны постепенно преобразоваться в ТСН (товарищества собственников недвижимости). В связи с этим код ОКВЭД изменится на 70.32 - управление недвижимостью.
Со своими коллегами - бухгалтерами не можем найти ответ на следующий вопрос: При УСН-доходы, включается ли плата садоводов за потреблённую электроэнергию в доходы (по аналогии с ЖКХ)? Может быть, кто-то задумывался над этим? Если нет, то как обосновать?
При УСН-доходы платежи садоводов за электроэнергию должны включаться в общие доходы. Как при этом уйти от налогов - не знаю. Это просто неосуществимо. При УСН-доходы минус расходы налог платить не надо, т.к. сколько пришло доходов за потребляемую электроэнергию, столько же и ушло. На выходе 0.
Не включать платежи за электроэнергию в смету не есть правильное решение. Получается обман и садоводов, и налоговых органов, и самих себя.
Другой вопрос в том, что садоводы фактически с 2001 года незаконно подключены с сетям энергоснабжающих организаций. Понятие: гарантирующий поставщик (сейчас энергосбыт) - СНТ (абонент) - садовод (физическое лицо - субабонент) начисто отрицается законодательством в энергетике. Что делать: включить платежи за электроэнергию, которая питает общее имущество (здание правления, сторожка, система освещения СНТ и пр.) составной частью в содержание этих объектов и провести их членскими взносами. Остальное потребление электроэнергии отделить от СНТ путём заключения прямых договоров энергоснабжения между ЭСО и каждым физическим лицом, владельцем участка в СНТ. В смете, естественно, это не учитывать, как не имеющее никакого отношения к СНТ.
Отсюда, ответ на первый вопрос повторно будет такой: платежи за потребление э/э общими объектами, входящие составной частью в членские взносы и плату (взносы) за пользование инфраструктурой садоводами - индивидуалами налогом не облагаются согласно ст. 251 п. 2.1 НК РФ.
Согласно норме ст. 123.14 части 1 ГК председатель СНТ (товарищество собственников недвижимости - понятие применяется ко всем СНТ и введено с 01.09.2014 г. № 99 от 05.05.2014 г.) является единоличным исполнительным органом товарищества. В связи с этим канули в лету председатели на общественных началах, которые выполняли свои обязанности, не получая за это деньги. С 1 сентября нет никаких препятствий для выплаты зарплаты председателю правления. На основании решения общего собрания об его избрании (протокол) председатель принимает по акту дела и печать объединения, издает приказ по СНТ о том, что с ... он приступил к выполнению обязанностей председателя. Правление (см. обязанности и права правления ст. 22, 23 http://cnt-pischevik.ru/documents/fz-66-glava-5.html на своём заседании (протокол обязателен) принимает решение о заключении с председателем трудового договора. Подписать такой протокол и сам трудовой договор может в этом случае зам. председателя либо др. член правления. И это тоже можно отразить в протоколе. Для бухгалтера это всё и будет основанием для начисления зарплаты. Размер зарплаты устанавливает общее собрание, утверждая своим решением смету СНТ и штатное расписание. Зарплата не должна быть меньше, чем установлен в регионе МРОТ (подробнее вопрос 18, здесь же).
Для оформления трудовых отношений с работниками можно пойти двумя путями:
1. Оформить трудовые отношения договором оказания услуг для СНТ. Оплату производить согласно акту выполненных работ ежемесячно или раз в 2 месяца, как договоритесь. Это касается электрика и уборщика территории. В отношении этих работников можно идти и вторым путём.
2. С бухгалтером и председателем необходимо заключить трудовые договоры, издать приказ по СНТ о приёме на работу, обязательно внести в штатное расписание СНТ этих лиц, утвердив его на собрании. Трудовой договор типичен, его формы есть в Интернете. Кроме того, бухгалтер в обязательном порядке подписывает договор о материальной ответственности. Всем указанным лицам, исключая председателя, которого выбирает общее собрание (основанием для приёма на работу по трудовому договору является протокол общего собрания), надо написать заявления о приёме на работу. Необходимо также вопрос о приёме на работу рассмотреть на заседании правления, т.к. этот коллегиальный орган уполномочен принимать на работу работников (ст. 22 п. 3 пп. 13 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.) На основании протокола правления председатель СНТ издаёт приказ по кадрам о приёме на работу всех указанных лиц, включая себя. Кроме того, председатель правления организует и разрабатывает для всех работников должностные инструкции.
Председатель правления - это выборная должность. Оплата его труда не регулируется Трудовым Кодексом РФ. В ФЗ-66 указано, что председатель правления может получать за свой труд вознаграждение. Остальные работники: бухгалтер, сторож, казначей и пр. - наёмные. Отношения с ними происходят на основе норм Трудового кодекса. Как быть в этом случае с председателем правления?
Слова ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ в Федеральном законе № 66 от 15.04.98 г. нет. Есть слово ПООЩРЕНИЕ в статье 21, п.1, пп. 15, применяемое для членов правления (моё мнение - только для нематериально ответственных). А член правления, несущий материальную ответственность, должен быть в трудовых отношениях с СНТ согласно ФЗ-129 "О бухгалтерском учёте" и Трудовому кодексу.
Вот комментарий к Трудовому кодексу от кандидата юридических наук Коршунова Т.Ю. в области сравнительного правоведения: "Законодатель (ТК) определяет руководителя организации как физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в т. ч. выполняет функции её единоличного исполнительного органа (глава 43, ст. 273). При этом ТК не делает исключений в отношении трудовых отношений для руководителя любой организационно-правовой формы. А это касается и СНТ и идущему на смену ТСН.
Руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях, выполняющим в соответствии с заключённым с ним трудовым договором особую трудовую функцию. Особое положение руководителя определяет и особенности заключения с ним трудового договора. Его содержание, конечно, будет отличаться от трудового договора, заключаемого с рядовым работником. Это связано с особенностями исполнения трудовой функции, повышенными требованиями, предъявляемыми к руководителю. Следует иметь в виду, что заключению трудового договора с руководителем предшествуют и определённые процедуры, например избрание его на общем собрании участников" юридического лица. Если ранее в законодательстве это не было закреплено, то сейчас это подтверждается нормами нового ФЗ-99 от 05.05.2014 г. ст. 123.14, где сказано, что председатель правления является единоличным исполнительным органом товарищества.
Разница между оформлением трудовых отношений между председателем и СНТ, остальными работниками и СНТ заключается в том, что основанием для заключения трудового договора с председателем будут являться: протокол общего собрания об его избрании и решение правления о заключении трудового договора. С остальными работниками основанием будут: решения правления о заключении трудовых договоров (ст. 22 п. 3 пп. 13) и заявления работника.
Кроме всего перечисленного в СНТ должно быть утверждённое общим собранием штатное расписание с перечнем работников.
В нашем садоводстве провели водовод, в проекте 40 участников, с каждого собрали по 42 тыс. рублей при этом под разными предлогами председатель не выдал ни квитанций, ни расписок. При обращении в горводоканал смета оказалась на 600 тыс. рублей. Переплата более, чем в 2 раза. Что делать и куда обращаться чтобы вернуть деньги?
Не будем разбирать то, как Вам надо было поступить с самого начала. С Ваших слов всё ясно. Первое, что Вы должны сделать это обратиться к ревизионной комиссии с требованием проведения ревизии. Вас (членов СНТ) должно быть 1/5 от общего числа членов СНТ (ст. 25 п. 2.2 ФЗ-66). Если ревизионная комиссия заодно с правлением, то подавайте коллективный иск в суд. А там председатель должен будет предъявить суду доказательства расходования ваших денег, подтверждённые документально. Главное - грамотно составить исковое заявление. Надо также учесть, что смета - это первичный документ, а реально потраченные деньги должны быть в акте выполненных работ Водоканалом. Такой же акт должен быть и в СНТ. И средств может быть больше, чем в смете. Готовьтесь в суде свидетельствовать о передаче председателю денег, желательно чтобы были свидетели. Странно, что у Вас деньги собирал председатель, а не бухгалтер-кассир, к которому предъявляются требования в соответствии с законом о бухгалтерском учёте, как и то, что вы в СНТ сдавали деньги на цели, которые ничем не подтверждены: сметой, решением собрания, квитанциями и т.д. По сути добровольно отдали деньги чужому дяде.
В статье 25, п. 1 ФЗ-66 есть такой абзац: "Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и её полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утверждённым общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных). Если у Вас в СНТ есть такое положение, то ответ надо искать там. А по поводу доступа к документам СНТ членам, но не члену ревизионной комиссии я подробно изложил на странице: "Как садоводу получить доступ к документам СНТ".
Если садоводы не верят РК, то зачем такую комиссию было избирать? Если дело в самом садоводе, то ему достаточно должно быть ознакомления с актом проверки. Мало! Тогда у него есть право обращаться в суд с иском, в к-м изложить требование о предъявлении отчётности за потраченные деньги садоводов или требовать перевыборов РК, собрав предварительно 1/4 часть подписей членов СНТ.
Имеется смета, утвержденнная общим собранием, где оговорен взнос по членским и целевым взносам. Для примера: сумма сметы 500000 руб., участков 500. В течении года, допустим, сумма собранных взносов составила 400000. Ревизионной комиссией рассмотрено поступление этих 400000 и их расходование. А остальные 100000 в бухучёте отражаются? А в качестве дебиторской задолженности?
Конечно отражаются. Мало того, эти недособранные платежи отражаются и в смете СНТ на следующий год. Поэтому часто получается так, что доходы якобы превышают расходы объединения. А на самом деле это сумма долгов от членских, целевых взносов, др. платежей.
Налогом эта задолженность не облагается, т.к. не запрещается перенос долга в очередной период.
Если не отражать эти долги, то получается такая картина: одни дураки всегда платят, а другие умные никогда не платят. При этом выбранное правление никогда не принимает к неплательщикам никаких мер. А мера одна - взыскание долга через суд.
В сети есть сайт, где раскрыты все особенности договора займа - http://www.quickdoc.ru/dogovor/_dogovor_zayma/. Думаю, что с успехом разберетесь сами. Скачать его бесплатно не получается, но списать с экрана можно. Есть только два момента: 1. Если председатель взял займ без решения общего собрания - это, однозначно, незаконно. Но, остается очень важным вопрос о том, куда потрачены эти деньги и какова роль в этом садоводов, которые, возможно, уже пользуются этими деньгами через общий объект или имущество? 2. Переоформить договор займа в кредитный нельзя. Кредиты выдают только кредитные организации, то бишь банки, а частные лица могут дать только займ. Кроме того, раз уже всё было загублено первоначально, то почему бы сейчас не оформить договор займа? Лучше поздно, чем никогда.
Как доказать в суде незаконность действий председателя по привлечению заемных средств? Решения собрания или правления по этому вопросу никогда не было. Заемные средства оформлены в виде приходников с записью о том, что это заемные средства, но не в виде кредитных договоров с указанием срока их возврата. В результате председатель на основании этих приходников выставил счёт обществу на сумму 241 тыс. рублей. Помогите привлечь мошенника к ответу. С уважением члены СНТ МАЯК г. Приморско-Ахтарск Краснодарский край.
По Вашей информации можно сделать вывод о том, что председатель превысил свои полномочия, определённые ФЗ-66 ст. 23 и должен нести за это ответственность по ст. 24. Однако надо обязательно посмотреть полномочия председателя согласно Вашему Уставу СНТ. ФЗ-66, как раз, предполагает в ст. 23 то (http://cnt-pischevik.ru/documents/fz-66-glava-5.html), что есть полномочия по закону, а есть те, к-е определены Уставом. Если у него нет таких полномочий, то тогда найдите решение правления, протокол общего собрания по этому поводу. Может быть они есть (фиктивные). Если есть, то подавайте в суд о признании их недействительными. Если нет, то снова возвращаемся к ст. 24 - ответственность председателя.
Есть ещё один момент: а где деньги? Куда они ушли? Председатель их взял. Понятно. Куда они делись? Так как информации нет, я могу полагать, что они ушли на дело в СНТ. И это в пользу председателя, пусть и незаконно. Вот здесь и зарыта собака: взял - не правильно, но все пользуются, а платить не хотят. Такой ли он мошенник?
Теперь далее, председатель взял деньги - хорошо. Решений никаких не было. Если так, то пусть сам и разбирается. Садоводы не отвечают по обязательствам СНТ, а СНТ по обязательствам садоводов - ст. 4 п. 2 ФЗ-66. Т.о., если нет решения общего собрания, то члены СНТ не могут отвечать за действия председателя.